среда, 10 февраля 2016 г.

Подвижные игры.

  Значение:

-решаются различные задачи нравственного умственного и физического воспитания;
-обеспечивают повышенную двигательную активность - что  повышает активность биохимических процессов, укрепляет иммунитет, нервно-мышечный аппарат, увеличивают подвижность грудной клетки , общему укреплению организма  повышению жизненного тонуса.
- правила, являющиеся основой подвижных игр, имеют большое значение в воспитании произвольного поведения детей , и их волевых качеств. 

Из истории.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в которой взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Если с ребёнком не играют, он играет примитивно. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера..Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого. В школе у таких детей возникают большие сложности. А чтобы ребенок выработал свое отношение к жизни, надо с детства формировать умение адекватно ориентироваться в социальном окружении, а это более доступно через игру.
Отечественные психологи избрали другой путь исследования игры и рассматривали ее как деятельность ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности.
Наиболее точное определение игре дает Ю.Б. Эльконин: «Человеческая игра – эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
Анализируя становление игры при переходе общества с одной формы различия на другую, более высокую, Д.Б. Эльконин установил следующее.
На ранних этапах развития человеческого общества, когда производственные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать детей в труд взрослых, не было не специальных упражнений в овладении орудиями труда и всеми отношениями, ни тем более, ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых.
Для примера Д.Б. Эльконин приводит ряд этнографических и географических описаний путешественников. В записях Н.Н. Миклухо-Маклая о папуасах, М. Мид о примитивных рыболовах в Меланезии, Л. Я. Штернберга о народах Северо-Восточной Азии и многих других имеются указания на то, что дети в первобытном обществе не играли, а уже в 3-4 года принимали участие в несложном бытовом труде (собирали съедобные растения, корни, личинки, улитки и т.п., ловили рыбу корзинами и руками, охотились на мелких зверей и птиц).
Непосредственная связь детей со всем обществом, осуществляемая в процессе общего труда, исключила всякие формы связи ребенка и общества. На этой ступени развития и при таком положении ребенка в обществе как равноправного, нет никакой необходимости в воспроизведении труда и отношений между взрослыми, нет необходимости в ролевой игре.
Переход к более высоким формам производства – земледелию и скотоводству, усложнение способов рыболовства и охоты и привело к разделению труда в обществе. Включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда. Такое овладение орудиями труда начиналось в очень раннем возрасте и проходило на уменьшенных по своим формам орудиях. Описывая этот этап становления игры в процессе разделения форм общественного строя, Д.Б. Эльконин ссылается на материалы Н.Г. Богорад-Тана, А.Н. Рейнсон-Правдина, С.Н. Стебницкого и др. об образе жизни народов Крайнего-Севера. Например, дети кочевников не расстаются с арканом и тренируются в меткости, набрасывая его сначала на колышки, пеньки, кусты, а потом на подвижные цели: собак, телят – оленей. У охотничьих народов дети не выпускают из рук маленькие лук и нож, упражняются в стрельбе, учатся пользоваться ножом.
В этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Пенек, торчащий в тундре, - не настоящий олень, а цель, в которую стреляют мальчишки из лука – не настоящие птицы и звери. Таким образом, в этих упражнениях могут содержаться элементы ролевой игры, но играли их можно называть очень условно, так как дети видели непосредственную связь этих упражнений с реальной трудовой деятельностью. После периода овладения этими орудиями дети включались в производственный труд взрослых.
Дальнейшее развитие производства, усложнений орудий труда появление элементов домашнего ремесла, возникновение на этой основе более сложных форм разделения труда и новых производственных отношений приводит к тому, что возможность включения детей в производственный труд становится еще более проблематичной. Упражнения с уменьшенными орудиями труда становится бессмысленными, и овладение усложнившимися орудиями отодвигается на более поздний возраст.
На I этапе развития одновременно возникают два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, для овладения любыми орудиями необходимо (развитие зрительно-двигательной координации, мелких и точных движений, ловкости и т.п.) Общество создает для упражнений этих качеств особые предметы - игрушки.
Общее между современными игрушками и предметами, с которыми функционировали дети в условиях первобытного общества, только одно - способ действия с ними детям показывали взрослые.
Второе изменение в характере воспитания заключается в появлении символической игрушки. С ее помощью дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.

Классификация подвижных игр.

- по возрасту (ранний, младший, средний, старший);
 - по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности);
 - по видам движений (  с бегом, метанием, прыжками и т.д.);
 - по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры);
 Подвижные игры с правилами могут быть сюжетными и несюжетными.
Спортивные игры : баскетбол, городки, теннис, футбол и т.д.
Сюжетные подвижные игры содержат интересные задания, ведущие к достижению цели.
Они в свою очередь делятся на: игры с перебежками, ловишками; игры с элементами соревнований; игры с предметами (мячами, обручами, кеглями и.т.д.);
 для малышей используются игры- забавы ("Ладушки", "Коза рогатая").

Примеры игр для разных возрастных групп.

В младших группах игры основаны на подражании, направлены на сенсорное развитие на пространственную ориентацию и на умение реагировать на сигналы педагога.
чаще это игры сюжетные или игры - забавы.

"Куры в огороде"

Цель: упражнять в подлезании развивать умение координировать свои движения.
атрибуты: стойки, веревки, стул.
Ход игры: В центре комнаты с помощью стоек и натянутых между ними веревок ограничивается небольшое пространство. Это - огород. недалеко от него ставится стул - будка сторожа. Роль сторожа вначале игры выполняет воспитатель потом, а затем более активные дети. Остальные дети - куры. Воспитатель объясняет, что  сторож не пускает кур в огород, так как они могут испортить красивые грядки и потоптать растения. но куры очень хотят полакомится червячками. Для этого им  надо попасть в огород.  Как только сторож садится на стул, куры пробираются в огород, подлезая под ограду, и начинают там бегать, кудахтать, клевать.  Сторож замечает кур и гонит их из огорода - хлопая в ладоши, приговаривая "кыш-кыш". куры убегают за ограждение. Сторож обходит огород и снова садится. Игра возобновляется.

Для средней группы движения становятся более координированными, усложняются условия игры: увеличиваются расстояния, подбираются игры упражняющие в ловкости, смелости, выдержке.

"Береги игрушку".

Цель: тренировать мышцы спины и рук, развитие умения действовать в соответствии со словесным сигналом.
Ход игры: Играющие образуют круг. Они стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребенка лежит кубик. Водящий в середине круга. Он старается взять то у одного, то у другого ребенка кубик.  Желая уберечь его, играющий, к которому устремился водящий, приседает, закрывает кубик руками. Ребенок не защитивший свой кубик выходит из круга, до следующей игры.
Дети 5-6 лет отличаются большой координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования.

"Найди, где постучали".

Цель : умение регулировать степень своей активности, сдерживать себя, развивать фонематический слух, умение действовать по сигналу.
Атрибуты :палочка, стулья по количеству детей, платочек для завязывания глаз.
Ход игры: Стульчики стоят по кругу. Считалкой выбирается водящий.
Основное правило - сидеть абсолютно тихо. Водящий с завязанными глазами в центре круга.  Взрослый бесшумно обходит детей за кругом. Подойдя к одному из сидящих несколько раз стучит по стульчику. Затем прячет палочку за спину ребенка. Тихо отойдя, произносит "Пора". Водящий  должен найти палочку по звуку который слышал. Если водящий дважды не находит палочку то выбирается новый.


Подготовительная группа   к школе отличается хорошим владением основных движений. И воспитатель обращает внимание на качество движений.

"Серсо".

Материал :  Кольца, палки.
Ход игры: Игра проводится в парах. Расстояние между детьми 2-3 метра. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку. Когда  все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети  меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймает большее число колец.

Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие.



Комментариев нет:

Отправить комментарий